,

Дао и американские мульфильмы

У современных американских мультфильмов в СНГ не слишком хорошая репутация. Считается, что в них много агрессии, шуток ниже пояса и сомнительных идей. Так ли это? Голливудская мультипликация и впрямь сильно изменилась в XXI веке. Все реже на большом экране появляются милые сказки про достижение личного успеха, вроде «Золушки», и все чаще – саги о спасении мира и преодолении глобальных катастроф.


Голливуд по-прежнему верен традиционным ценностям (семья, дружба), но американские режиссеры, кажется, не считают больше, будто главное в жизни – хорошо выйти замуж (за прекрасного принца, как же еще?) или слушаться родителей. Вопросы, которые ставят перед детьми полнометражные мультфильмы, способны озадачить и взрослых. Что есть добро и в чем источник зла? Как спасти планету от гибели? Куда нас ведет научно-технический прогресс? Что порождает войны? Как отдельно взятая личность может противостоять происходящим в мире ужасам? И можно ли быть счастливым в мире, где так много горя?
На взрослые вопросы ответы тоже получаются недетские. Не стоит ждать простеньких моралей, вроде «будь добрым, благородным, деятельным, всегда и везде сражайся со злом». Сегодня положительным героям американских мультфильмов все чаще приходится сражаться не с злодеями, а с самими собой.

Выдающееся совершенство похоже на несовершенное. (Цитата из Лао-Цзы)

Порой кажется, что американские мультипликаторы дружно сошли с ума. Ну, что у них за герои в самом деле? Крыса? Ворчливый старик? Толстый бойскаут? Огр? Робот? Инвалид? Супер-злодей? Да ладно, хочется спросить, вы серьезно?

Как объяснить ребенку, почему очередное спасение мира доверено хвастливому, вульгарному, прожорливому и ленивому Панде, а не упорной красавице тигрице, например?

Или Ледяной Джек… тоже не слишком симпатичный. Мизантроп, насмешник, эгоист. Конечно, в его истории есть благородный поступок, но ведет себя Джек, прямо скажем, противно. 

Иккинг посимпатичнее, но тоже, если вдуматься, неудачник, слабак и нытик.

Фея Фауна– эксцентрична и совершенно не думает о племени.  Принцессу Анну волнуют только балы и женихи — качества для юной особы вполне естественные, однако категорически не подходящие для спасителя мира. Ральф– дипломированный плохиш и вместе с другими плохишами повторяет странную мантру «Я плохой, и это хорошо. Я не стану хорошим, и это неплохо«. Но хуже всех, конечно, строитель Эммет, поскольку он вообще никакой. Глупый, несамостоятельный, даже на фоне серой массы себе подобных, он выглядит неприметно. 

Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. (Цитата из Лао-Цзы)

Все можно объяснить маркетинговым трюком. Стать избранным, спасти планету может каждый, даже ты, маленький зритель: пускай ты толстоват, ленив и ничем не примечателен, а все же судьбы мира в твоих руках. Крыса может стать поваром, улитка может стать гонщиком, и если очень захотеть, можно полететь в Южную Америку на воздушных шариках. Все это идеи для западного кино не новые.
Да только в современных мультфильмах стремление к цели, терпение и труд не панацея. Тай Лунг достиг высот мастерства, Тигрица годами отрабатывала удары в роще железных деревьев, а Панда, даже получив невероятный шанс, остался ленивым неудачником. Ни Ральф, ни Анна, ни Эммет так и не становятся героями с большой буквы. Их сила – в их слабости. Залогом их успеха становится неуверенность в себе. А источником победы – готовность к поражению.

Он [совершенномудрый] не считает правым только себя, следовательно, может обладать истиной. (Цитата из Лао-Цзы)

Полюса современного голливудского мульт-мира не храбрость/трусость, жадность/щедрость, желание власти/альтруизм, а уверенность/неуверенность в собственной правоте. Фея-разведчица ничем вроде бы не плоха, она исполняет свой долг, действует смело, верно служит роду. Единственный ее недостаток – излишняя самоуверенность. Она же, уверенность в собственной правоте и собственном праве, становится источником злодеяний Тай Лунга, Калагана, ошибок Пасхального Кролика и Лорда Бизнеса.

Способность меняться, сомневаться, отказываться от собственной правды котируются в современных мультфильмах, кажется, выше всего. Так что сцены, когда фея-разведчица приносит извинения Чудовищу, когда Шифу и Тигрица по очереди признают в Панде Воина Дракона, когда Лорд Бизнес сдается перед своим маленьким сыном, становятся ключевыми для каждого из фильмов.

Умеющий побеждать врага не нападает. (Цитата из Лао-Цзы)

Самоуверенность, ригидность, отсутствие сомнений ведут к беде. Они – источник войн, тирании и любого иного зла. Истинный герой не воинственен. Битвам он предпочитает пельмени, тихую болотную жизнь, путешествия и книги. Пока истинные викинги снаряжают корабли, он мучается сомнениями, пока истинные кунг фу воины рвут во весь опор, чтобы сразиться с врагом, он терзается комплексами, пока остальные мифические существа строят сложные планы по борьбе с Бугименом, он ищет самопознания, пока разведчицы готовят защитные стратегии, он наблюдает и изучает.
Он почти всегда – герой поневоле, выставленный на поле сражение самой судьбой и подчинившийся этой самой судьбе с покорностью маленького человека.

Он следует естественности вещей и не осмеливается самовольно действовать. (Цитата из Лао-Цзы)

Столько лет американское кино убеждало своих зрителей в преимуществах активной жизненной позиции. И вот нате. Передовые научные эксперименты приводят к катастрофам, решительные попытки защитить мир, провоцируют тотальные бедствия, кажется, половина мульт-историй начинается с благих намерений, которые приводят куда полагается.
Если Крэя, чуть не загубившего дочь Калагана, можно упрекнуть в излишнем себялюбии, то в чем обвинить родителей Эльзы, чьи немудрые (хотя, казалось бы, вполне логичные) решения и стали, в сущности, причиной последующих глобальных неприятностей?

Образ внешнего врага все реже волнует современных мультипликаторов. А причиной бед все чаще становятся поступки вполне симпатичных героев. Мэрида от гнева и обиды чуть не губит свою семью, малодушие Шермана чуть не становится причиной крушения мира, остроумное изобретение Хиро превращается в ужасное оружие. То детские ошибки, но и мудрые взрослые не без греха. Тай Лунг — плод воспитания Мастера Шифу; фея-разведчица весь фильм пытается помешать саморегуляции мира; да и злобная колдунья из «Паранормана» — результат ошибок неплохих, в сущности людей, чьей главной виной была попытка защитить свой мир от несуществующей опасности.

 

Побеждающий самого себя могуществен. (Цитата из Лао-Цзы)

Антитезой действиям внешним, которые нередко приводят к несчастьям, становится действие внутреннее. Самопознание. Борьба с собой. Преодоление себя. Для победы над врагом нужна не оружейная мощь, не воинская храбрость, а нечто иное. Дракону Беззубику нужно преодолеть основной инстинкт, принцессе Анне – понять природу любви, но сложнее всего придется Эммету, Хиро, Норману и Иккингу. Каждый из них по своему, придет к осознанию, что лучший способ победить врага – помочь ему.

Если главным полем сражения добра и зла становится душа человека, то и логично, чтобы именно она стала местом действия какого-нибудь фильма. «Головоломка» разворачивается в человеческих головах, а герои  – эмоции.

 

 

 

За последние полтора десятилетия американская мультипликация пережила серьезную эволюцию. Она не просто обратилась к серьезным философским вопросам, но и пытается на них ответить на серьезном уровне, создавая свои идеальные миры, в которых можно простить врага, переубедить диктатора и приручить дракона.

Что ж, самое время отложить попкорн с телефоном и всмотреться в экран. Как знать, может, в этих фильмах найдется много всего ценного и для взрослого зрителя.

P.S. Уже закончив текст, я наткнулась на интервью режиссера нового голливудского мультфильма «Книга жизни». Среди прочего Хорхе Гутьеррес рассказывает об эволюции своего главного положительного героя — Маноло. «Он стал героем, который НЕ борется, — объясняет Хорхе Гутьеррес. — Не убивает. И в этом его героизм. Тихий и благородный. В нем больше дзена. И его супер-силой становится любовь. Мой дедушка говорил мне, бывало, что мачо может победить любого. Но супермачо? Он может не сражаться совсем«.

 

Маша Терещенко