Шаманизм (также шаманство) — ранняя форма веры до появления религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса. Это про магию, анима-магию, фетиш-магия, мифы и тотемы. Элементы шаманизма сожержатся во многихт религозных системах. Был развит у народов Северной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, индейцев Северной и Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей формой религий, насчитывающей десятки тысячелетий. ХОЧУ СТАТЬ ШАМАНОМ
Само слово «шаман» произошло от эвенкийского saman. Термин распространён во многих языках мира. По одной версии слово шаман происходит от санскритского шраман (śramaṇa) — странствующий отшельник, духовный подвижник-аскет во времена Древней Индии. Вместе с буддизмом этот термин распространился по Азии и через эвенкийский язык проник в русский и западные языки. По другой версии слово имеет исконное тунгуссо-маньчжурское происхождение и происходит от корня «са» — знать, в частности в эвенкийском «садэми» — знать, «савун» — знания, «саман» — человек, любящий знания (« -ман» — суффикс привязанности, для сравнения «асиман» — любитель женщин). Шаманом назывался человек, являвшийся посредником и избранником духов, обладавший способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана.
Шаманизм, в отличии от религии где есть основатель, сложился естественным, историческим путём. На определённом этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли только личности, имевшие особые способности и прошедшие специальную подготовку. В большинстве обществ появилась потребность в «посреднике» между человеческим и потусторонним мирами. ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ ИЗ ДР МИРА
Особенности шаманизма, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:
- Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается терминшаманская болезнь.
- Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
- Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
- Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
- Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для этого используется бубны или варган, определённые танцы и заклинания.
- Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
- Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)
Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы:
- встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
- отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена злыми духами;
- доставить душу умершего к её новому пристанищу;
- наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.
Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.
Эволюция шаманизма
В разных регионах, у разных народов в ходе накопления и осмысления шаманского опыта примитивные и аморфные системы религиозных взглядов (а также связанные с ними религиозные институты) развивались в более сложные и устойчивые. Примером результата такой эволюции является Даосизм — всеобъемлющее мировоззрение, аккумулирующее представления о природе, душе, мире добрых и злых духов и т. д.
В ХХ веке шаманские техники стали активно применяться вне традиционного контекста — в школах и религиях Нью-эйдж и в различных системах психотерапии. Большое распространение получили книги о шаманизме американского антрополога и писателя Карлоса Кастанеды. ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ
«Шаманская болезнь»
Чтобы стать шаманом надо разрушить существующую внутреннюю жизнь, пережить своеобразную смерть и перерождение, только тогда он сможет слышать, видеть и жить более полно, более совершенно, в высшем состоянии духовного познания и ответственности. Это разрушение может проходить через «шаманскую болезнь» или другой подобный толчок к развитию высших потенций человеческого существования. Но «Шаманская болезнь» не является условием того, что человек становится шаманом. Во время её или после происходит наставление духами, а затем наставниками-шаманами. Существенную роль играет не только отправная точка в обретении этих способностей: спонтанный зов, наследственная передача или личное решение; но также техника и знания, передаваемые при посвящении. Священность мира, опыт других шаманов даёт силу, и, будучи избранным, иногда и против собственной воли, шаман теперь поступает в соответствии со своим новым знанием бытия, он вырабатывает свою ритуальную практику и переносит это знание в человеческий мир, неся новое знание, соответствующее потребностям сообщества. Именно двойное наставление, включающее зов и выработанный шаманом способ, равнозначно посвящению.
Деятельности шаманов в обществе
Считается, что во время обряда душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам — поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир). Опытные шаманы менее зависимыми от внешних вспомогательных средств, они развивают способность входить в изменённые состояния и оставаться там без помощи барабанного боя и других техник.
Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не при помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев. Поэтому шаманы были хранителями наиболее полезных сведений о лекарственных растениях на протяжении долгого периода.
Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.